Назад

Один на реке. Онежское озеро

12.11.2014

Для тех кто не знает – Онежское озеро второе по величине в Европе. На первом месте – Ладожское. Но все-таки, без малого 10 тыс. кВ. км. Это вам не шутки. И глубина местами зашкаливает за сотню метров. Если быть точнее, то самое глубокое место – 127 метров. А в среднем – 30. Так что водоем серьезный. Но это все цифры. Для меня же главное – здесь очень красиво. И само озеро, и острова, и воздух… в общем все вокруг.

Я давно мечтал попасть в эти завораживающие места. Чем-то неуловимо притягательным обладает Онежское озеро, или как его ласково называют местные жители – Онего. Вроде бы обыкновенная вода, ничего особенного, но нет. Как сейчас модно говорить, есть у этого озера-моря своя ни с чем несравнимая аура. По крайней мере, мне показалось, что я эту самую ауру почувствовал сразу.

Хотя первое восприятие Онежского озера у меня было не совсем адекватным. Дело в том, что, выехав из родного Воронежа, я около полутора суток провел за рулем, без отдыха и только с небольшими остановками «по требованию организма». Особенно вымотала Москва с ее МКАДом и следующая за ней часть Питерской трассы. Так что, прибыв в порт Петрозаводска, я несколько искаженно воспринимал окружающую действительность. Поэтому, подойдя к урезу воды и сказав «привет» Онеге, я вернулся в свой автомобиль, откинулся на переднем сиденье (все задние места и багажник занимал надувной парусный катамаран, вещи и съемочная аппаратура) и полностью отключился на пару часов.

Сейчас я хочу немного вернуться назад и сказать пару слов о катамаране. Дело в том, что я его еще не только не пробовал собирать, но и видел лишь в упаковках. Так получилось, что забирал я свое надувное судно в Москве как раз на пути сюда. Конечно, менеджер на пальцах пытался мне объяснить основные принципы сборки, но видя мой немного отрешенный взгляд ( я к тому времени уже проехал 500 км и постоял в московских пробках), бросил эту затею, сказал, что там все просто и по картинкам можно разобраться. Но, все же добавил, что лучше первый раз сборку производить в домашних условиях. Я кивнул, поблагодарил, запихал два тюка с катамараном в машину и поехал в направлении Петрозаводска…

Здесь, в Петрозаводске у нас была назначена встреча с Михаилом Жарским, местным предпринимателем и заядлым рыболовом. У Михаила есть свой катер, на котором он обещал не только отвезти меня на один из островов Онеги, но и познакомить с настоящей рыбалкой тролингом. А я никогда, кроме как по телевизору, не видел, как ловят рыбу с помощью современных тролинговых снастей. Так что я, загрузив свои вещи на катер Михаила и заняв таким образом почти все подпалубное пространство, сам расположился в кокпите и наконец-то с удовольствием оглянулся вокруг.

Мы пересекали Онежское озеро. И хотя я не великий поклонник мощных моторов и скорости, тут я, облокотившись о стенку ходовой рубки начал с наслаждением впитывать в себя неимоверно свежий воздух, любоваться панорамой и, в общем, что там и говорить – просто наслаждаться жизнью…

Из состояния приятной дремы меня вывел изменившийся звук мотора. Вот как бывает, да? Казалось бы, наоборот, чем громче ревет двигатель, чем выше скорость, тем труднее заснуть, а тут я проснулся как раз от того, что скорость сброшена и мотор стал почти не слышен. То есть проснулся от наступившей тишины. Впереди был виден контур острова. Но, прежде чем подойти к берегу, Михаил начал разворачивать свои тролинговые снасти.

Я не буду описывать все приготовления, скажу только, что у меня бы терпения заниматься всем этим явно не хватило. Куча удочек, грузов, корабликов, больше напоминающих мой катамаран и всего лишь немного меньших по размеру, лески, поводки, наживки . И все это не должно запутаться, перехлестнуться и задеть за дно.

Но вот снасти закинуты, можно расслабиться. Это я так думал. Оказалось – не тут то было. Теперь надо постоянно следить за движением лодки, за рельефом дна и прочим. А ведь раньше, признаюсь вам честно, я считал тролинг занятием для ленивых.

Спустя десяток минут, как-то незаметно клюнула рыба. Все действо началось в обратном порядке. То есть, прежде чем начать вываживание, необходимо смотать и убрать все «лишние» снасти. В конце концов, рыба оказалась на борту, весь процесс был заснят мной на видео и мы с чувством исполненного долга зашли в уютную бухточку.

Вечером, несмотря на свое общее сонливое состояние, я собрал нахлыстовую удочку и отправился на берег. Но, сделав всего лишь несколько забросов и поймав и отпустив небольшого харюзка, я отложил удилище в сторону. Такого красивого заката я не видел давно. В воздухе повисла звенящая, нереальная тишина, едва нарушаемая чуть слышным плеском воды о камни. Причем, так как на западе горизонт был ничем не ограничен, создавалось явное ощущение огромного открытого пространства. Не много не мало – настоящий океанский закат. А ведь любоваться заходом светила не из окна своей квартиры можно, согласитесь, не каждый день.

На следующее утро я отправился в гости. Да, да, именно в гости. А вы думали остров необитаемый? Нет, у него есть хозяин. Между прочим, настоящий адмирал. Но обо все по порядку. На этом острове расположен самый высокий маяк на Онеге. Теперь этот маяк уже не работает, а в бывшем домике маячника поселился Вячеслав Иванович Овчинников с супругой. И вот уже два десятка лет, каждый год они приезжают сюда из Санкт-Петербурга на три летних месяца. И наслаждаются всеми прелестями простой жизни. Вячеслав Иванович ловит рыбу, собирает грибы и ягоды и, конечно же, пишет картины. Он – заслуженный художник России и член студии художников-маринистов Военно-Морского флота Российской Федерации. А еще почетный адмирал. Вячеслав Иванович совершил 15 дальних океанских походов, с каждого из которых он привозил более сотни этюдов, написанных прямо с палубы корабля. И хотя и сегодня ему поступают предложения отправиться в дальние страны, он со своей супругой неизменно выбирает этот остров. Так вот и живут вдали от цивилизации.

Первое, что я увидел, подходя к дому адмирала, развивающийся на флагштоке флаг «Гюйс» - это крепостной флаг, который вывешивается на всех кораблях первого и второго ранга и крепостных сооружениях. А означает он то, что никто не имеет права подняться без разрешения на палубу корабля или зайти на территорию крепости. Но я такое разрешение получил и меня радушно встретили хозяева. И накормили до отвала вкусной свежей, здоровой и экологически чистой пищей. Так что проблема с поиском еды у меня в очередной раз разрешилась сама собой. Потом я с удовольствием рассматривал великолепные картины моря и кораблей, а затем, переполненный материальной и духовной пищей, решил залезть на неработающий маяк. Все-таки интересно взглянуть на окружающий пейзаж с высоты птичьего полета.

Не смотря на то, что маяк находится в неработающем состоянии, металлическая лестница производила впечатление надежной и не прогнившей. На одной из площадок, уже на достаточно большой высоте я обнаружил огромное птичье гнездо, а на самой верхней площадке, частично остекленной, на меня набросилось полчище невесть откуда здесь взявшихся мошек. Я вышел на небольшой балкончик, окружающий верхнюю площадку, и от открывшийся панорамы, у меня перехватило дух. Хотя, может быть, дыхание перехватило еще и от сильного ветра, буквально сбивающего с ног. Сделав несколько фото, полюбовавшись простором и спустившись вниз, на землю, я немного побродил по острову, полакомился черникой, а затем решил искупаться в озере. Разделся и нырнул в прозрачную воду. Во второй раз за день у меня перехватило дыхание, только теперь не от ветра, а от холода. Зато, когда я вернулся на берег, почувствовал себя буквально заново родившимся. Да и странно было бы побывать на Онеге и не искупаться. Ведь так?

Под вечер я все-таки занялся рыбной ловлей. Естественно нахлыстом. Я привязал самодельную мушку и тут же поймал увесистого хариуса. Через пяток минут – еще одного. Следом попалась жирненькая плотва…

На самом деле, ловить здесь рыбу очень комфортно. В воду заходить смысла нет, так как сразу у берега начинается глубина. Не надо надевать вэйдерсы, ходишь, как на курорте. Сзади, как правило, места всегда хватает для разыгрывания шнура. Ну, может только в отдельных местах, где кромка леса подходит слишком близко к берегу, приходится пользоваться кольцевыми забросами. А так – с места на место можно переходить, не вынимая шнур из воды. Вот только не всегда удается подобрать темп проводки. Течения-то нет. Но в этом случае можно действовать только экспериментальным путем. Единственное неудобство ловли со скал – поднять рыбу из воды. Поводок тонкий, а северная рыба, даже небольшая – довольно сильная.

Поймав достаточное количество рыбки для одинокого ужина, я отложил удочку и в который раз залюбовался окружающим меня миром. Несмотря на, я бы сказал, некоторую аскетичность окружающей природы, здесь все равно, как-то очень приятно и комфортно находиться.

Бегущие волны, текущая вода, огонь костра… на самом деле, почему на эти природные явления можно смотреть до бесконечности? Не задумывались? Хорошо, что теперь в распоряжении человека есть целый арсенал полезных вещей. И видео и фотокамера, на мой взгляд, одни из них. Ведь с помощью цифровых технологий мы можем не только оставить в своей памяти места, где мы побывали, но и поделиться своими впечатлениями с другими людьми. А еще видео и фотоаппаратура помогает, как бы это сказать, пристальней вглядываться в окружающий мир, предметы, пейзажи… в общем, помогает замечать то, мимо чего мы обычно проходим, не обращая внимания.

Настало время покинуть гостеприимный клочок суши и не спеша двигаться в сторону другого, всемирно известного острова – Кижи.

Катамаран я собирал не много не мало – полдня. И то на следующее утро пришлось кое-что пересобирать. Это потом, в своих следующих путешествиях я постепенно усовершенствовал свой небольшой парусник, сделал жесткую палубу, перешил передний парус – стаксель, исправил недостатки крепления шверцев и рулевого весла…. А пока я просто впервые собрал катамаран и поставил на него один латинский парус. Но так как вид паруса, наполненного ветром, сразу же вводит меня в состояние некой эйфории, то все мелкие недостатки и неудобства конструкции моего надувного суденышка моментально отошли на задний план. Я оттолкнулся от берега.

Что может быть романтичней вида белых парусов на водной глади? Не знаю. Не зря, наверное, поэты столько прекрасных строк посвятили этой поистине вечной теме. Ведь, несмотря на наш век техники и высоких скоростей, никакие сверхмощные моторы так и не смогли вытеснить этот древнейший движитель. Даже наоборот. В последние время все больше и больше людей во всем мире увлекаются парусом. Да и у нас в стране, кстати, тоже. И это, в принципе, понятно. Ведь какая у нас природа! Сколько озер, водохранилищ и морей, которые просто созданы для хождения под парусами. Эх! Да что там говорить…

И вот уже виден остров Кижи. Это один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Здесь можно наглядно познакомиться с традиционной деревянной архитектурой Карелии, да и в целом Севера России, когда русские плотники достигли апогея в своем искусстве.

Ну, а наиболее известный по многочисленным иллюстрациям архитектурный ансамбль кижского погоста включен в список всемирного наследия. Его даже называют настоящим восьмым чудо света. Эти необычно спроектированные и построенные деревянные здания кроме всего прочего еще и смотрятся очень гармонично со всем окружающим ландшафтом.

Еще меня поразили большие белоснежные лайнеры, которые привозят сюда туристов со всего света. Вот только знаете, что бросилось в глаза. Туристы на самом деле со всего света. Слышна и английская и немецкая и итальянская речь… вот только русской что-то я не услышал.

Ну, пора и мне отчаливать. Началась посадка на «комету» до Петрозаводска. Так что прощай Онега, прощай Кижи. Или, вернее – до свидания!

Показать записи, отмеченные такими же тегами: